вторник, 1 мая 2012 г.

И патефон не отдам врагу…


Лидия Литвякова
Эту историю мне рассказала моя прабабушка, Лидия Литвякова:
"Когда началась Великая Отечественная война, мне исполнилось 20  лет. Немцы захватили город Харьков. Все жители были страшно испуганы. Оккупанты врывались в  квартиры мирных граждан, что-то бесцеремонно искали, а потом  забирали все, что им нравилось. Однажды и к нам  забежали два немца.  Пошарив по дому, они увидели патефон и хотели его забрать, а я внезапно поняла, что не могу просто так расстаться с этой дорогой семейной вещью. Я просто еще не знала,  какие фашисты на самом деле и на какие зверства они способны. Неожиданно помощь пришла со стороны нашего соседа Саши. Профессиональный боксер, Саша с родителями приехал из Польши и осел в Харькове. Зайдя  к нам, он увидел, что немцы хотят забрать патефон, и ударил одного из них.  Сначала я ужаснулась, потом схватила патефон, за руку Сашу, и мы с ним убежали, не ожидая дальнейшей развязки событий.  Спасение патефона привело нас к длительным скитаниям  по заброшенным  домам и сараям. Мама Саши приносила нам еду. Она рассказала, что у соседки напротив  остановились немцы и расспрашивали подробно о нас. 
С использованием материалов http://forum.md
Соседка немного понимала немецкий, т.к. знала идиш, на котором  разговаривал ее муж еврей. Эта добрая женщина пыталась убедить немцев, что я и Саша оказались в доме случайно в поисках съестного. 
Неизвестно, сумела ли она убедить немцев, но о нас вскоре забыли. А муж соседки через три дня после происшедших событий был повешен во дворе. На его  груди была прикреплена табличка «Еврей»…"



С использованием видеоматериалов сайта http://youtube.com .